Этот вопрос стоит чуть в стороне от какой бы то ни было стратегии и связан с тем, как компания реагирует на внезапные внешние вызовы. Правильная реакция даже на кризис может стать источником роста продаж.
Для начала стоит определиться с тем, какое решение мы считаем маркетинговым. Любое, если оно положительно или отрицательно влияет на продажи и положение компании на рынке. У вас полный склад продукции, закупленной в начале года. В середине года резко меняется курс валют, рубль сильно слабеет. Конкуренты поднимают цену на аналогичный товар вдвое. Вам нужно принять решение — тоже поднимать цену или оставить ее на прежнем уровне? Как ваше действие отразится на продажах? Это и есть классическое маркетинговое решение.
А вариантов его принятия снова три:
- По наитию. Поднимем/сохраним цены и посмотрим, что выйдет.
- Подражание конкуренту. Раз он поднимает цену, и мы поднимем.
- Использование аналитики. В нашем примере нужно хотя бы проанализировать эластичность спроса по цене (влияет ли цена товара на желание клиента его купить).
В реальной жизни собственники бизнеса сталкиваются и с гораздо более сложными ситуациями, где для принятия правильного решения требуется анализ множества разных маркетинговых данных.
Один из наших клиентов имел отлично выстроенную систему сбора и анализа данных по рынку. Это была заслуга руководителя службы маркетинга, которая по специальности была именно профессиональным аналитиком и ранее возглавляла аналитический отдел в другой крупной организации. Система аналитики в компании настраивалась в течение полугода, была действительно проведена большая и блестящая работа. До ее завершения маркетинг убедил руководство и другие службы не принимать никаких стратегических решений, что вполне разумно. Однако после запуска аналитики с регулярными отчетами и рекомендациями компания в плане развития продолжала стоять на месте, словно никакого анализа рынка у нее нет. На самом деле почти так и было: когда мы стали вникать в бизнес-процессы клиента, выяснилось — руководство ни одного отчета даже не открывало. Аналитика совершенно бесполезна, если она не влияет на принятие решений, хоть маркетинговых, хоть управленческих.
Однако иногда аналитика не работает по вине того, кто ее формирует. Не всегда штатного аналитика или подрядчика волнует вопрос — а будет ли его отчет понятен руководителю? Сможет ли он что-то решить с его помощью? Если отчет представляет собой набор цифр и графиков без выводов и рекомендаций, то он вещь в себе, и призван лишь показать, что автор недаром ест свой хлеб.
Итак, если бизнес не развивается так, как планируется, руководителю нужно перестать метаться, а просто спросить себя:
— Что с маркетинговой стратегией?
— Что с УТП?
— Какова стратегия продаж?
— Есть ли у продажников все, что требуется им для выполнения плана?
— Есть ли в компании аналитика и как она используется?